roykeyrhiz

22.11
04:43

Если научить человека видеть, он научится рисовать


«Живопись — идеальный способ отвлечения. Я не знаю ничего другого, что бы более полно поглощало ум, не изматывая тело. Какими бы ни были сиюминутные беспокойства или тревоги за будущее, как только картина начата, им уже нет места в мыслях. Они уходят в тень и тьму. Весь свет мыслей человека концентрируется на работе. Время уважительно стоит в сторонке». Уинстон Черчилль Данная книга не является стандартным самоучителем рисования, хотя и рассчитана на людей, которые никогда не рисовали, но очень бы хотели научиться. Сама Бетти Эдвардс пишет, что цель ее книги в том, чтобы ответить на вопросы: “какую роль визуальный язык играет в творческом процессе, и как его можно было бы практически использовать, если такое вообще возможно»? Рисование рассматривается не как самоцель, а скорее как средство, с помощью которого можно научиться видеть по-другому, и которое станет одним из этапов к улучшению способностей к творческому мышлению. Бетти Эдвардс преподает курс «Изобразительное искусство для студентов не художественных специальностей», предназначенный для людей, которые совсем не умеют рисовать. Многим людям, которые записываются на этот курс, кажется, что у них нет таланта, и они считают, что никогда не смогут научиться рисовать. С помощью своих занятий Бетти Эдвардс доказывает, что все они были неправы. В книге приведены работы студентов, на примере которых наглядно демонстрируется, что любой человек может научиться хорошо рисовать, стоит только захотеть, приложить максимум усилий, стараний и … научиться видеть иначе. «Мои требования весьма скромны: если вы способны поймать бейсбольный мяч, продеть нитку в иголку или написать карандашом свое имя, то способны и научиться рисовать умело, красиво и творчески», - пишет Эдвардс. Всем известно, что с функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления (абстрактно-логическое и пространственно-образное). Всем известно также, что именно правое полушарие связанно с творчеством. Некоторые люди уверены, что их правое полушарие «не работает» как надо, поэтому они и не могут творить. Автор данной книги же считает, что проблема лишь в том, что большинство людей просто не осознает, какой мозговой режим доминирует в определенный момент, и не умеет управлять переключением режимов мышления. Если же человек научится переключаться между Л-режимом и П-режимом, то сможет нарисовать что угодно. Очень детально описаны характеристики и различия каждого из режимов, даны упражнения, цель которых – научиться переключаться с Л-режима в П-режим. В этой книге не будет заданий из разряда «а теперь нарисуем дерево», но зато вас попросят нарисовать «проблему». О том, как поэтапно нарисовать кота, вам расскажут другие самоучители по рисованию. Бетти Эдвардс же ставит своей целью научить читателя мыслить и видеть как художник, полагая, что умение «видеть» важно не только для того, чтобы изобразить на бумаге какой-то предмет, но и может пригодиться во многих других сферах жизни. «Человек, который никогда не учился ни читать, ни писать, языком тем не менее владеет — он умеет говорить. Разговаривая, этот человек может выказывать чувство юмора, находчивость, сообразительность. Но ему недоступны важные преимущества грамотного человека: он лишен доступа к письменным трудам нынешнего и прошлых веков, возможности письменно фиксировать свои идеи, чтобы ими могли воспользоваться другие люди, и возможности увеличить свои знания через чтение. Почти любой человек согласится с тем, что умение читать и писать качественно меняет мышление.То же и с умением видеть. Человек, не обученный навыкам восприятия, может обладать очень даже зорким зрением, позволяющим ему, например, замечать мельчайшие изменения в выражении лица собеседника, мельчайшие ошибки в вычислениях или скрытые движения в спорте. Но мои студенты, как правило, соглашаются с тем, что умение видеть, приобретенное через рисование, качественно меняет их зрение. Они никогда раньше не подозревали, как много можно увидеть, насколько иначе могут видеться вещи и насколько радикально такое видение может влиять на мышление». Также в своей книге Бетти Эдвардс подробно описывает все стадии творческого процесса: первым инсайт, вынашивание, озарение и т.д. Думаю, эту информацию вполне могут использовать студенты художественно-графических отделений при написании каких-нибудь курсовых работ. Очень хорошо в книге описаны и принципы визирования. Во многом я мысленно соглашалась с Эдвардс. Например, в том, что использовать механические приспособления для визирования (та же сетка, например) на первых порах не только не стыдно, но и правильно. Согласна и со следующим высказыванием: «Способность рисовать воображаемую сцену придет к вам позже; вам сначала нужно освоить базовые навыки. Это как умение читать и писать, которое приходит после того, как вы научитесь говорить, и лишь потом вы приобретаете умение писать выразительные стихи и романы». Начинать стоит с самого простого. И нет ничего ужасного в том, что начинающий художник «срисует» что-то, ведь ему сперва надо потренироваться в технике: пропорции, светотень, перспектива. Мне кажется, наоборот, вредно и порой даже опасно новичку начинать сразу же рисовать то, что он видит в своей голове. Боюсь, что несоответствие «ожидание-реальность» лишь убедит его в том, что он никогда не сможет научиться рисовать. А вот простые упражнения помогут поверить в свои силы. Так, например, в самом начале книги автор просит нарисовать руку. Спустя несколько глав упражнение повторяется. Прогресс был виден невооруженным глазом, хотя, конечно, над многим еще надо было поработать. Но это неважно, важно лишь то, что в голове прочно засела мысль : «Я могу. Надо лишь стараться». И последняя мысль, которая мне понравилась в книге Эдвардс: «Для большинства людей вопрос «Как можно стать более творческой личностью?» очень важен. Я уверена, что ответ на этот вопрос можно найти в следующем парадоксе: человек становится более творческим, не стараясь быть более творческим, но, скорее, развивая ту часть своего ума, тот зрительно-образный режим работы мозга, который так глубоко вовлечен в процесс творческого мышления. Я искренне верю, что освоение художественного способа видения является одним из путей, ведущих к целям творчества в более широком плане». Единственное разочарование – невозможность вести диалог с автором. По ходу чтения возникало очень много вопросов, многое хотелось уточнить, спросить. В этом плане можно только позавидовать студентам Эдвардс, которые могли вживую поговорить с ней и задать все интересующие вопросы.
Если научить человека видеть, он научится рисовать


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки